Публичное лицо должно особо тщательно подбирать темы, обороты и даже конкретные слова для своих высказываний. При этом за должностным лицом сохраняется право на собственное мнение, но высказывать он его может только анонимно или не без ссылок на свою должность.
Высказывания должностного лица, а также иного лица, состоящего на государственной или муниципальной службе, о необходимости, допустимости, возможности или желательности осуществления экстремистской деятельности, сделанные публично, либо при исполнении должностных обязанностей, либо с указанием занимаемой должности, а равно непринятие должностным лицом в соответствии с его компетенцией мер по пресечению экстремистской деятельности влечет за собой установленную законодательством Российской Федерации ответственность. (ст. 14 Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности").
В соответствии с названной нормой закона соответствующие государственные органы и вышестоящие должностные лица обязаны незамедлительно принять необходимые меры по привлечению к ответственности лиц, допустивших вышеуказанные действия.
При этом следует отметить, что вышестоящие должностные лица могут только привлечь указанных должностных лиц или иных служащих к дисциплинарной ответственности. В первую очередь это возможно именно за предусмотренные в статье высказывания относительно экстремистской деятельности.
К уголовной ответственности должностное лицо может быть привлечено, если меры по пресечению экстремистской деятельности не были приняты вследствие злоупотребления должностными полномочиями.
Должностное лицо может быть привлечено и к административной ответственности, например, за:
- непредоставление возможности обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации (ст. 5.13 КоАП РФ);
- нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях (ст. 5.26 КоАП РФ);
- нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании (ст. 5.38 КоАП РФ);
- нарушение порядка рассмотрения обращений граждан (5.59 КоАП РФ).
А также административная ответственность может наступить, как и у любого иного лица, за совершение непосредственно административных правонарушений экстремистского характера:
- нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (ст. 20.2 КоАП РФ);
- пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики (ст. 20.3 КоАП РФ);
- организацию деятельности общественного или религиозного объединения, в отношении которого принято решение о приостановлении его деятельности (ст. 20.28 КоАП РФ);
- производство и распространение экстремистских материалов (ст. 20.29 КоАП РФ).
В некоторых случаях использование служебного положения может служить квалифицирующим признаком совершенного правонарушения, как, например, оно является таковым в ч. 2 ст. 282 УК РФ.